воскресенье, ноября 16, 2008

ИСТОРИЯ АМШЕНА.

ИСТОРИЯ АМШЕНА. Территория Армянского царства в некоторые периоды его истории (например, при Тигране Великом) простиралась от Средиземного моря до Черного и Каспийского. Как любое государство «Великая Армения» делилась на провинции, к началу ХХ века армянский народ в связи с известными историческими событиями был разделен на две части - Западную и Восточную. В свою очередь, каждая из частей армянского народа делилась еще и на группы: карабахские, зангезурские, нахичеванские и т.д. в Восточной Армении; васпураканские, амшенские и т.д. в Западной Армении. Но, все вместе, эти группы составляют единый армянский этнос. Таким образом, мы вынужденно отличаемся друг от друга, разбросаны по всему миру и каждая группа по-своему приспособляется к окружающей среде, сохраняя свою самобытность. Являясь в своей массе выходцами из северо-восточных прибрежных районов Османской Империи армяне относятся к группе амшенцев (по названию исторической области Амшен). Амшен – регион исторической Армении, ныне расположенный на территории Турции. Амшен ( значение «прибрежный»). Территория Амшена представляла собой прибрежную полосу от Трапезунда и почти до Батума. С приходом тюркских племен армянское население оказалось в статусе национального меньшинства второго сорта. Время от времени ситуация менялась в положительную сторону, однако, в целом положение армян было плачевным. Многие амшенцы еще в средневековый период переселялись на территорию современной Абхазии. Первые поселения армян на территории Абхазии возникли в середине XIX в. Их основывали турецкоподданные армяне занимавшиеся на новых землях сельским хозяйством. В дальнейшем преимущественной деятельностью амшенцев стала торговля. Процесс колонизации еще более усилился после окончания Русско-турецких войн (последняя завершилась в 1878 г.). Однако временем начала массового переселения армян из Амшена в Абхазию можно считать конец XIX века, связано это было с двумя трагедиями: 1. Именно к концу XIX века более трети абхазов были изгнаны в Османскую империю и соответственно Абхазия опустела. 2. Нарастание антиармянских настроений среди правящих кругов Турции. Стали появляться первые жертвы погромов. В результате многие армяне эмигрируют, предвидя ужасную резню. Наиболее удобным местом для поселения была Абхазия и черноморское побережье России. Коренное абхазское население не только не противилось армянскому переселению, но и активно способствовало. Итак, беженцы из Амшена нашли новую родину, которая простиралась от Ингури до Кубани. Однако намного более многочисленная волна эмигрантов заселила эту область в 1915-1916 гг., когда из бывшей Османской Империи, спасаясь от развязанного младотурецкими властями геноцида, бежали десятки тысяч армянских семей. Часть беженцев осела на постоянное жительство в Абхазии, где их потомки основали значительную армянскую общину. Армянское население черноморского побережья Кубани и Абхазии в основном является выходцами из Амшена. ГЕРОИЧЕСКАЯ САМООБОРОНА АРМЯН ДЖАНИК-ОРДУ. В одном ряду самых славных страниц армянского сопротивления в Османской, а затем и Кемалистской Турции, стоит, малоизвестная широкому кругу, самооборона армян Понта в течении 1915-1923 гг. Не будет преувеличением сказать, что эта героическая самозащита армянских фидаинов, длившаяся долгих 8 лет, опровергает миф о том, что армяне были безвольными и неспособными на сопротивление жертвами в самый страшный период нашей истории. Самооборона амшенских крестьян была не менее значима, чем подобные подвиги в Шапин-Карахисаре, Ване, Сасуне, Урфе, Зейтуне и т.д. Благодаря ей, тысячи армян остались живы, тысячи детей, женщин и стариков были спасены от кровожадного молоха турецкого нацизма. В Трабзонском вилайете было два крупных очага самообороны - в районе Трабзона, и в Джаник-Ордуйских горах. Помимо них, отряды самообороны действовали в волостях Ёмура и Карадере (Севкед). Наш краткий рассказ повествует о славных страницах движения сопротивления амшенских армян в Джанике и Орду и его героях. Принято начинать события Геноцида армян с выхода указа о депортации 1 июня 1915 г., хотя это не верно. До выхода этого указа повсеместно произошли еще два действа, во многом повлиявшие на состояние и положение армянского населения в годы Геноцида. Во-первых, до начала депортации была проведена мобилизация армян в ряды турецкой армии, где они были почти поголовно уничтожены. Эта акция в Понте прежде всего коснулась городских армян Самсуна, Чаршамбы, Терме, Унье, Бафры, Орду, менее - сельских армян, которые трудно поддавались учету, и часто саботировали призыв. Во-вторых, в апреле-мае 1915 г. по всем районам Турции прокатились репрессии против армянской интеллигенции и общественно-политических кругов. Не стали исключением в этом плане и районы Джаник-Орду. Так в Самсуне в апреле 1915 г. было арестовано несколько представителей партии Дашнакцутюн. После оглашения указа о выселении 24 июня 1915 г., эта акция была повторена в отношении других общественных лидеров армян, то же произошло и в Орду. Так, перед началом массовой депортации, армяне Понта оказались ослаблены, и в силу этого не смогли организовать достойного сопротивления в городах. Тем не менее, попытки самообороны были предприняты армянскими группами в Самсуне, Чаршамбе, Бафре и Терме, которые были тут же подавлены. Иначе дело обстояло в сельских округах, где население сразу же после начала депортаций и массовых убийств стало покидать населенные пункты, чтобы укрыться в горах и избежать высылки, и вскоре организовало ряд фидаинских групп самообороны во всех округах Джаник-Орду. Лидерами этих отрядов стали как местные члены АРФД, так и авторитетные представители общин. К осени 1915 г. сформировались фидаинские группы в Орду под руководством Гарабеда Варданяна (Ваштоногли) с центром у села Памбуклуг, Седрака Минасяна (Дели Седраг, Минасогли) и Кучук Артына (Арзумонян Артын), в Чаршамбе - Дер-Арута Календжяна (Дели Папаз, Дели Кешиш), Хачига Тулумджяна, Априома Хачадуряна, Агопа Кеяна и Саркиса Татуляна (Тякуйцы Татул), в районе Терме - Зейтунян Ованеса (Зил Оганес), Хачига Карагезяна (Кара Хачиг) и Минаса Касумяна, в районе Фатсы - Гарабеда Урумяна и Гарабеда Саряна, дислоцировавшиеся в районе села Савуджаг, в Унье - Гарабеда Тахмазяна (Дели Ходжа), Аведиса Чакряна, Дикрана Зейтунджяна, Кеворка Кесяна, чуть позже - Серопа Каракеяна, сосредоточившиеся в районе села Кеклуг и урочища Таз-Даг. К осени из этих отрядов образовалось три партизанских соединения, первое в районе села Тякур под командованием Тякуйцы Татула, второе - в районах Терме - Чаршамба под руководством Зил Оганеса, третье - в районе Унье - Орду во главе с Ваштоногли. В дальнейшем они были объединены под общим руководством Зил Оганеса, одного из самых известных амшенских фидаинов, происходившего из армянского села Тек-Кирез в районе Терме. Эту роль он выполнял вплоть до своей трагической смерти в начале 1917г., в своем родном селе. Турецкая администрация и военные, осознав и почувствовав всю силу фидаинского сопротивления, весь 1916 год предпринимали неоднократные попытки покушения на Зил Оганеса, в конце концов, смогли свести с ним счеты, только с помощью предательства. В 1915-1917 гг. амшенские фидаины провели ряд успешных операций и боев, память о некоторых из них сохранилась в фольклоре. Предания и воспоминания очевидцев повествуют о героической обороне армянского района Тякур под руководством Саркиса Татуляна. Обороняющиеся трижды отбрасывали превосходящие силы турок от местной святыни, церкви Сурб Минас, где хранились реликвии амшенских армян. Покидая эти места навсегда в 1920-1921 гг., армянские гайдуки по решению совета сожгли церковь и унесли с собой святыни, переправив их в Россию, не дав надругаться над ними турецким аскерам. Летом и осенью 1915 г. по приказу Зил Оганеса Аведис Чакрян с отрядом фидаинов предпринимает затяжной поход в район Гиресуна, в результате которого были объединены в единый фронт все партизанские группы Джаник-Орду, собраны беженцы под его защиту, освобождены десятки пленных и заложников у турок. Так, что к концу 1915 началу 1916 г. армянское фидаинское движение представляло собой мощное военное образование. Главными заботами отрядов самообороны в первоначальный период были обеспечение провиантом, боеприпасами и оборудование мест дислокации и проживания для детей, женщин и стариков, находящихся при отрядах. Попытки обеспечить эти потребности нередко наталкивались на турецкие войска и жандармерию. В конце 1915 г. фидаины вышли победителями в сражении с отрядами Гюрджи Чавуша, у местечка Кез-депе. Это была первая громкая победа армянских гайдуков. В феврале 1916 г. развернулся бой у села Таз-Даг, в ходе которого фидаины снова нанесли поражение туркам. В этом бою геройски погиб один из хмбапетов Дикран Зейтунджян. На протяжении всего 1916 г. не прекращались попытки турков покончить с главным опорным пунктом Зил Оганеса в урочищах Кеклуг, но все они были безуспешны. К тому же, в этом году в Джаник из Йозгата перебралась фидаинская группа Адама Чавуша, пополнившая местное соединение. В апреле 1916 г. русские войска вошли в Трабзон. После чего Зил Оганес собрал совещание командиров отрядов в селе Уч-Пунар, на котором было решено послать делегацию в Трабзон с просьбой об их передислокации к русским и выводе мирных жителей из зоны военных действий. Но русское командование согласилось лишь помочь с беженцами, попросив гайдуков оставаться в Джанике, чтобы оказать помощь при продвижении русских войск. После этого штаб Зил Оганеса обосновался в селе Кериш-Депе, под Терме. Вскоре турки предприняли массированное наступление по трем направлениям, чтобы окончательно покончить с фидаинским сопротивлением. Нападениям подверглись Кериш-Депе, Тякур и Кел-Депе. Но все эти попытки турков были тщетными как в 1916, так и в 1917 годах. После суровой зимы 1916-1917 гг. армянские фидаины понесли невосполнимую утрату. В начале 1917 г. был предательски убит первый руководитель джаник-ордуйских сил самообороны Зил Оганес - Ованнес Зейтунян. С этого времени объединение распалось на две группы: в Орду под командованием Ваштоногли, а в Чаршамбе и Терме под руководством созданного совета. Летом и осенью 1917 г. положение в регионе изменилось. Турецкий фронт разваливался на глазах. Дезертирство из армии приняло массовые масштабы. Армянские вооруженные отряды в этой ситуации стали поселяться в некоторых покинутых селениях, занялись мирной жизнью, но при этом сохранили военную организацию. Местные турки, памятуя о той роли, которую они сыграли в убийствах и грабежах армян, стали всячески заискивать перед фидаинами. Тем более, что вот-вот ожидалось наступление русских войск. Но в 1917-1918 гг. Россия оказалась в пожаре революции, и русская армия стала массово покидать Кавказский фронт. Вдохновленные этим турки предприняли попытки расправы с армянскими фидаинами по отдельности. В 1918 г. были предательски убиты Артын Минасян, Ованнес Урумян, в тюрьме оказался Гарабед Тахмазян, совершена попытка убийства Аведиса Чакряна и его сподвижников и т.д. В этот полумирный период армянские гайдуки помимо хозяйства занимались также и спасением, вызволением армянских детей-сирот из турецких семей, пленных, заложников и т.д. Уже к 1920 г. обстановка в Турции опять обострилась. В районе началась внутренняя борьба кемалистов и антикемалистов, во всю свирепствовали банды башибузуков и дезертиров. В этой ситуации армянские вооруженные отряды снова ушли в горы и начался новый этап борьбы и самозащиты. В районе Орду по-прежнему действовали отряды Ваштоногли, Минасогли Младшего и Кучук Артына, в Терме и Чаршамбе Ованеса Урумяна, Агопа Крбашяна, Гарабеда Саряна, Саака Камаляна, Месроба Языджяна и др., а также соединения Аведиса Чакряна. В 1920 г. ордуйские отряды Ваштоногли смогли отбить нападение самого свирепого из местных башибузуков Топал Османа из Гиресуна. В 1921 г. в районе Эрбаг Агоп Крбашян нанес поражение кемалистам, предпринявшим попытку окружения и уничтожения армянских фидаинских групп. В 1921 г. фидаины вели самоотверженные оборонительные бои в районе Кел-Депе. В этот период армянским мстителям уже стало понятно, что помощи ждать неоткуда. Часть из них решила перебираться в Россию, и летом 1921 г. Саак Камалян и Месроб Языджян покинули Термейские леса и отправились на Черноморское побережье Кавказа, за ними вслед покинули Джаник и другие группы. Но часть армянских фидаинов по-прежнему оставалась в родных горах, надеясь на чудо. Это, прежде всего, объединения Ваштоногли и отряды Дели Кешиша, Артына Хачадуряна, Татула в районе Тякура и Чаршамбы. К тому же в 1922 г. со стороны кемалистов прозвучали призывы к примирению и разоружению, часть армян поддалась этой провокации. При том, что в Понте уже во всю разыгрывалась антигреческая истерия, и до погромов оставался один шаг. Все эти годы армянские фидаины рука об руку действовали с местными греческими гайдуками. В декабре 1922 г. туркам удалось заманить армянских и греческих партизанских лидеров под предлогом переговоров о мире и дальнейшей жизни. В результате были убиты пять греческих командиров, в тюрьму посажены Дели Кешиш, Дели Ходжи, Артын Хачадурян и др., погиб один из самых любимых и известных в народе армянских фидаинов Кара Хачиг и многие другие. После этих событий в Джанике, и по всему Понту начались погромы греков. В такой ситуации армянам ничего не оставалось, как прибегнуть к самообороне и попытаться любыми путями покинуть родину. Первый бой регулярным войскам кемалистов армянские фидаины дали у известного села Кеклуг, где, когда-то зарождалось фидаинское движение. После чего, большинство партизан Джаника покинули турецкие берега. Оставшиеся силы армян сосредоточились возле урочища Чанкериш, которому было суждено стать последним убежищем армянского освободительного движения в Понте. Руководителем этих сил был Ваштоногли, совместно с братьями Тахмазян, Калустом Кесяном и другими. Раз за разом они отбивали все попытки турков сломить их сопротивление. Понимая безысходность своего положения, окруженные со всех сторон превосходящими силами турков, армяне прибегли к вызову. В ближайших турецких селах они взяли в заложники несколько известных турков и потребовали переправить их вооруженных в Россию. Турецкие военные, зная опыт и возможности загнанных в угол фидаинов, согласились на этот вариант. 16 ноября 1923 г. последние армянские отряды фидаинов вышли из Чанкериша, сопровождаемые по сторонам турецкими военными группами добрались до морского берега недалеко от города Унье, погрузились в шлюпы и покинули свою родину навсегда… В последствии, живший и умерший в Абхазии, Гарабед Варданян, известный фидаин Ваштоногли, и многие его соратники не раз вспоминали это событие. Как они, окруженные турками в последний раз на своей родине, под звуки зурны и давула, плясали амшенскую военную пляску "титреме" и пели песню о чанкеришских храбрецах, и как текли по их щекам слезы, потому что они сражались храбро и беззаветно восемь лет, и они побеждали, но судьба распорядилась иначе… газета "Еркрамас", март 2006 года. Автор Михаил Кузуб. АМШЕНЦЫ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ПОНТА НОВЫЕ ФАКТЫ В ИСТОРИИ АМШЕНА. Одна из самых трудноразрешимых задач в амшеноведении - вопрос о времени появления и истоках становления армянской этнической традиции в этом историческом района Восточного Понта, который со средних веков (начиная с 7 века) известен под названием Амамашен-Амшен, а позже Хемшин (современный район Чамлыхемшин в северо-восточной Турции, ил Ризе). Традиционно, следуя историческому очерку Л.Хачикяна "Краткий исторический очерк", ("Вестник Ереванского университета" 1969, №2, стр. 115-144), начало амшеноармянскому району и переселение туда армянского населения связывают с исходом из Армении от арабских преследований нахараров Аматуни Шапуха и Амама в 788 - 790 гг. согласно историку Гевонду ("История Вардапета Гевонда" СПб 1887 стр.167-169), а название княжества производят от имени Амама - Амамашен. Этот пункт часто и принимается за начало истории амшенских армян, при этом упускают свидетельства других историков, в частности, Ована Мамиконяна и Корюна, излагающих более ранние истории амшенской земли. Ован Мамиконян в своей "Истории Тарона" (Антилиас, 2005 г. стр.1122-1123) излагает эти события в полулегендарных преданиях, на что обратил внимание еще А.Дашян в своей скрупулезной работе "Тайк, соседи и Хоторджур" ("Андес амсоря", Вена 1970-72 гг. стр. 399-436), несмотря на это, канва событий у него иная, чем у Гевонда, при этом происходят они на полтора века ранее до прихода в Амшен князей Аматуни. Факты, о которых повествует Ован, происходят во время правления императора Ираклия в Византии (610-641 гг.) и шаха Персии Хосрова (591-628 гг.), и связаны с нахарарским родом Мамиконянов. Действующими лицами этих событий являются грузинский князь Вашдеан и марзпан (наместник) Армении Тиран. Вероятно, Вашдеан, претендовавший на место Тирана, лавировал между Персией и Византией и интриговал против последнего при дворе Хосрова. Из-за чего на сторону Тирана встал племянник (по сестре) Вашдеана - Амам из рода Мамиконянов, владелец города Тамбура, будущего Амамашена. За это Вашдеан начал войну с Амамом, в конце-концов четвертовал его и разрушил Тамбур с его главным храмом Сурб Сион. В связи с этим Вашдеан был проклят епископом Тамбура Манкносом. В результате, эти места согласно летописцу опустели на многие десятилетия. Случилось это в год, когда император Ираклий пошел войной на Хосрова, т.е. в 628 г. Между актами разрушения города и войной Византии с Персией в летописи вставлено предложение, что "этот город потом был отстроен Амамом и назван его именем Амамашеном". Как видно, последнее сообщение явно не соответствует контексту, т.к. Амам - владелец Тамбура - был четвертован, и возобновителем города был уже другой Амам, может быть, тот, о котором идет речь у Гевонда. Хотя могут предполагаться и другие версии, так как у Гевонда не только Аматуни, но и другие нахарары (в летописи "Под предводительством Шапуха, из рода Аматуни, его сын Амам и другие нахарары") переселились в район Амшена и название города могло даться по другим соображениям, в том числе не исключая и имени "старого" Амама из рода Мамиконянов как мученика, что подтверждается изложением истории Амама у Ована как легенды или жития святых. Таким образом, согласно Овану Мамиконяну, что повторяется косвенно без употребления имен и топонимов у Корюна в его "Житии Маштоца", район Тамбура - Амшена был населен армянами задолго до 788-790 гг., и раньше событий 628 г., так как в нем уже тогда существовала епископская кафедра, что говорит о довольно многочисленном населении здесь в это время. Даже если город Тамбур был разрушен Вашдеаном до основания и возобновлен через полтора столетия, это не касается всего населения проживавшего здесь. Подтверждает это сообщение и тот факт, что в монастыре Сурб Хачик - Хачкар у средневековых летописцев Амшена неоднократно упоминается церковь Сурб Сион, как главный храм и епископская кафедра в более поздний период, вплоть до 16 века, что свидетельствует о сохранении преемственной традиции. Наконец, эти события подтверждают связь этого региона с домом Мамиконянов, которые могут иметь местное происхождение. Согласно Мовсесу Хоренаци род Мамиконян происходил от китайских аристократов или "ченов". На это неверное прочтение "отцом армянской истории" обратили внимание ряд исследователей, которые доказательно считают, что Мамиконяны происходили от "тчанов", т.е. древнейших народностей, населявших Понт. И титул Мамиконянов "тчен-бакур" переводится как "глава тчанов". Эта версия получает свое развитие в том, что Амшен, а именно монастырь Хачкар являлся местом хранения родовых регалий Мамиконянов. По крайней мере, уже после Аварайрской битвы 451 г. армянские нахарары под предводительством Амаяка Мамиконяна обосновались в Спере и стране Хагтик с центром в селе Ворджнхаг (совр. Ошнак-кала), т.е. в самой близости от Амшена, а последний армянский владетель Амшена барон Давид после османского завоевания в 1489 г. удалился в Спер. Что касается самого этнонима и топонима "тчан", "джан", "дзан" и т.д., то он имеет довольно большой ареал бытования на Черноморском Побережье. Впервые он встречается в античной историографии форме "саниги", у грузин в форме "джанети" как обозначение совр. Лазистана или сравните названия "сваны, сванети", у абхазов в родовой фамилии "зан-ба" и топониме "Цандрипш", у адыгов в фамилии "заноко", в этнониме племени "жане", которое обитало в районе Новороссийска, у армян в формах "джаник, джанив" как обозначение Лазистана, в общепонтийском топониме "джаник" как названии района города Самсун, от чего наименование одной из групп амшенцев "дженикци". В этой связи интересно, что древнейшие термины сохранились до сегодняшнего дня как у амшенских армян-мусульман, так и христиан. Так словом "джени" амшенцы обозначали человека живущего вне общины, а термином "джениг", помимо названия города Самсуна, еще и низинные места, приморье в противоположность "балхару", т.е. "пархар" - "нагорье". Амшенцы мусульмане современных лазов продолжают называть "тчон", т.е. "тчан". События 788-790 гг., о которых повествует Гевонд, когда в Амшене обосновались Аматуни - это, скорее всего, одно из ряда переселений армянских нахараров от иноземного ига в недоступные Пархарские горы. Из этого не следует вывод, как о происхождении местных династов от Аматуни, так и местного армянства из Айрарата, как это предполагает Л.Хачикян, но чему противоречат этнографические и языковые данные. По всей видимости, Амшен культурно и этнографически был самым тесным образом связан с районом Спера - Чороха и входил в эту армянскую область, имея с ней большое количество общих черт, которые прослеживаются вплоть до нынешнего времени. А различия между амшенскими и чорохскими армянами, вероятно, следствие географической, а затем и политической изоляции Амшена. Конечно, данные выводы, изложенные кратко в форме сообщения, имеют предварительный характер и могут быть подтверждены лишь тщательным анализом всех доступных письменных источников и особенно археологическими исследованиями в Амшене о преемственности традиции здесь, начиная с древнейшего периода, когда Амшен приобрел характеристики одного из районов армянского Хагтика, географически охватывавшего регион Спера, Баберда и прилегающих нагорий. автор: Михаил КУЗУБ, кандидат философских наук. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ АМШЕНСКИХ АРМЯН. В Абхазии и Краснодарском крае вот уже более 100 лет живут в одно- и многонациональных селениях десятки тысяч армян, большинство которых являются потомками переселенцев из Амшена. На территории Советского Союза – это крупнейший очаг армянской диаспоры. Цель этого небольшого очерка – осветить важнейшие вехи истории амшенских армян на основе уже известных науке и новых исторических, географических и этнографических материалов. Некоторые исследователи считают, что юго-восточное побережье Черного моря является одним из важнейших районов этногенеза армянского народа. С большой долей вероятности можно утверждать, что особенно интенсивный характер этот процесс принял во II-I в. до н.э., когда в орбиту хозяйственной и политической жизни новообразованного Понтийского царства были включены северо-западные районы исторических областей Малой и Великой Армении. Эта точка зрения, несомненно, правдоподобна, однако науке до сегодняшнего дня неизвестны факты, подтверждающие присутствие в то время армянских этнических элементов в Понте. Больше данных сохранилось о районах Хагтика и Тайка, входивших в провинцию Великой Армении и уже с раннего средневековья являвшихся армянонаселенными и управлявшихся армянскими князьями. Первым известием об армянском княжестве Амшена является сообщение историка Гевонда, который был очевидцем тех событий. Согласно этому источнику VIII века, правовое и хозяйственное положение армян, пребывавших под игом арабских завоевателей, особенно ухудшилось в 788-790 гг., в годы правления востикана (наместника) Обайдуллаха ибн ал-Махди и его «жесточайшего и злейшего среди всех» преемника Сулеймана. Сулейман перенес резиденцию арабских востиканов в Армении из г. Двина в Партав (Берда), оставив первый под управлением своего зятя, происходившего из греков, который, получив право взимания дани в различных областях Армении, буквально «растерзал непосильным трудом жителей страны». Через год из-за грабительских налогов и разных поборов создалась ситуация, про которую историк писал: «После этого ни у одного хозяина ничего не осталось». Многие, не имея больше сил для сопротивления, оставляли свои дома и отправлялись в другие земли. В результате массового бегства из Армении в северо-восточном районе приграничной византийской фемы Халдея образовалось Амшенское княжество, ставшее неотъемлемой частью политической и культурной истории армянского народа. Об этом исходе современник тех событий историк Гевонд свидетельствовал: «и многие, не выдержав тяжести бедствий, бросали свои стада и поля, а враги захватывали эти стада и угоняли в свои вотчины. Затем более 12 тысяч беженцев, мужчин, женщин и детей, нагими, нищими и голодными, не имея средств для пропитания, пустились в дальнюю дорогу, в сторону греческой страны, под предводительством Шапуха из рода Аматуни и его сына Амама, других армянских нахараров и их последователей. А нечестивые и жестокие враги со своим войском пустились вслед за беглецами и настигли их в гаваре Ког на границе с Грузией, где произошла битва. Некоторые из беженцев испугавшись вернулись, иные же были убиты арабами, а оставшиеся перешли реку Акамсис (Чорох), которая течет со стороны Тайка, через Егер и впадает в Понтос (Черное море). И когда преодолели реку, греческий император Константин, получив весть об их местонахождении, разрешил обосноваться нахарарам, их вассалам и подданным в прекрасной этой стране». В связи с переселением князей Шапуха и Амама Аматуни упоминаются также известные исторические лица, такие, как Католикос Есайи, арабский Обайдуллах, его преемник Сулейман (788-790 гг.) и византийский император Константин VI (780-797 гг.). Из этого можно заключить, что вышеописанное переселение и последующее образование армянского княжества в Амшене происходило после смерти Католикоса Есайи (умер в 788 г.), в годы правления востиканов Обайдуллаха и Сулеймана, то есть в 789-790 гг. Возглавили переселение нахарары Шапух и Амам Аматуни со своими сподвижниками. Название княжества Амшен напрямую связывают с именем Амама Аматуни. Согласно разновременным и разрозненным преданиям (записаны спустя 1-2 столетия после произошедших событий), нахарар сначала обосновался в городе Тамр, который находился под правлением грузинского князя Вашдеана. Последний, заигрывая и с армянами, и с византийцами, на самом деле сотрудничал с арабами, получая от них военную поддержу. Князь Амам, приходившийся Вашдеану двоюродным братом по матери, обвинил его в вероломстве и предательстве, однако наказывать его не стал. Затем, по преданию, Вашдеан «взял арабские войска, перешел реку Чорох, достиг города Амама - Тамбура, предал его огню и мечу, разрушив до основания». После князь Амам на месте разрушенного Тамбура построил новый город, который в честь своего возобновителя был назван Амамшеном, что впоследствии превратилось в Амшен или Хемшин. Несмотря на несколько эпический облик предания, рассказанного Степаном Мамиконяном, или под его именем дошедших сведений, оно, несомненно, является отголоском действительно происходивших событий. Особенно примечателен сообщаемый факт родства грузинского князя Вашдеана и армянского Амама. Это свидетельствует о том, что Шапух и Амам Аматуни привел свой народ не в неведомые районы Лазистана, а в знакомые места, имея свойские связи с их владетелями. Руководители армянского переселения в Амшен принадлежали к известному и сыгравшему большую роль в истории армянского народа нахарарскому дому Аматуни. Сопоставляя данные различных историографических источников, можно сделать вывод, что в интересующую нас эпоху вотчина рода Аматуни находилась в области Айрарат, включая районы (гавары) Арагацотн и Котайк, с центром в известном селении Ошакан. Очевидно и подавляющее большинство населения, переселившегося в Амшен во главе с Шапухом и Амамом Аматуни, были их подданными крестьянами и дружинниками из Айрарата. Естественно, что в последующие века в недоступных ущельях Амшенского нагорья нашли приют новые группы беженцев из других районов Армении, особенно из близлежащих гаваров Высокой Армении. Амшен был краем, оторванным от внешнего мира, покрытый сумраком недоступных гор, с глубокими ущельями и дремучими лесами. Историк Гетум, который в конце XIII века лично побывал там, сообщал, что «места эти столь пасмурны и мрачны, как и темны, что невозможно поодаль заметить что-либо и заранее узнать об опасности, в этой стране невозможно видеть тропы, по которой идешь». В XV веке Гетума дополняют испанский дипломат Рюи Гонзалес де Клавихо, посетивший эти места. Сообщения о географии и климатических условиях Амшена, средствах сообщения и других вопросах оставили многие иностранные и армянские путешественники и землеведы XIX в., например К.Кох, С.Айкуни, П.Тумаянц и другие. Так П.Тумаянц писал: «Народ (Амшена) – это самый настоящий мученик природы своей горной страны, так как экипаж нигде не проедет, к тому же дорог, по которым могут пройти лошади или мулы, почти нет, крестьяне вынуждены носить все грузы и поклажи, будь то в город, поле или домой, взвалив ее на спину, по крутым и опасным тропам…». О территории и границах Амшена не сохранилось никаких свидетельств со средних веков (если не считать некоторых рукописных упоминаний о соседнем северном районе Спер от XV в.), поэтому и приходится обращаться к помощи описаний XIX в. Путешествие в Понтийские горы и Турецкую Армению. Немецкий ученый Карл Кох, лично побывавший в 1843-1844 гг. в Амшене и позже издавший свои путевые очерки, отмечал, что край этот, находящийся под властью Османской империи, был полунезависимым и управлялся должностным лицом – войводом. В санджаке (уезде) Амшен, по его свидетельству, помимо собственно Амшена имелись еще 3 деребейства (поместных долин), центр первого находился в селе Джемил на одноименной реке (в истоках реки Калапотамос), центр второго – в селе Ортакёй на р. Мапаври, а третьего – в селе Марманд, находившегося в 2,5 часах пути выше приморского поселка Атена (Атина). Позднее некоторые данные о границах Амшена приводит этнограф С.Айкуни: «район Амшена занимает территорию между Спером и селением Ризе от границ Спера берет начало 2 речные долины, окруженные могучими горами и густыми лесами. Меджду горами Хачеванк и Тетевит, на склоне последней, имеется озеро, богатое рыбой, и которое можно пересечь за 20 секунд. На горе Кёгцер также есть озеро, называемое Айгр-кёл. Из этого озера берут начало 2 реки, которые текут в сторону Спера и там сливаются через 6 часов пути с Чорохом, впадающим, как и другие, через 5 часов пути западнее Иризе (Ризе) в Черное море. Река Чемал (Джемил) течет с гор в правое ущелье и впадает в реку Калапотамос с левой стороны. Территория собственно Амшена начинается от села Ёта пара, которое расположено в 24 часах пути выше Ризе. В 8 часах пути в верх от Ёта пара берет начало река Амшенское Карадере, которая также сливается с Калапотамосом. Река Мапаври впадает в Черное море в 4 часах пути восточнее Ризе и русло ее проходит через одно из ущелий Амшена, высокогорная речка Кале через 2 часа пути с восточной стороны вливается в реку Фуртуна (Бук) возле Чаптоса, образуя долину Тетевит. Река Фуртуна от ущелья г. Хачванк доходит до Прташена, поворачивает и впадает через 2 часа пути в Черное море…». Природные условия в Амшене, горный ландшафт, труднопроходимые лесные дебри не давали возможности создавать многолюдные поселения. Как правило, тамошние села состояли из 20-30 или из 50 домов, располагались через 1-2 км друг от друга, иногда представляли собой одно-двухдворные хутора. «Когда жилище крестьян становилось тесным, – писал исследователь этнографии Амшена, – тогда братья были вынуждены строить дома в 1-2 верстах далее… на местах, очищенных от леса, а там, где склоны были слишком круты, дома взбирались вверх под самый лес…, вокруг домов насаживали для удобства плодовые деревья…». Непреодолимые трудности по расчистке и обработке новых участков земли с древнейших времен стали причиной переселения и миграции среди амшенских армян, шаг за шагом отдалявшихся от своей родины. Дальнейшая судьба правления Амшеном родом Амама Аматуни осталась неизвестной. Можно только предположить, что в условиях национального подъема в Грузии, Армении и Албании в эпоху Багратидов IX-XI вв., Амшен, примыкавший с юга к багратидским владениям Спера, был также вовлечен в круг их политического влияния. Подтверждением этого может быть легенда, сохранившаяся в амшенской среде вплоть до XIX в., о князьях Григоре и Мартиросе, тесно связанных с царским домом. В ней говорится, что «Мартирос попросил Григора выдать замуж дочь за своего сына Арташена. Григор воспротивился. Тогда Мартирос пошел войной на страну Григора, одержал победу, увез его дочь и обвенчал ее с Арташеном и водворил его на престол страны Григора. На одной из больших рек Амшена воздвиг неприступную крепость, которая по сей день называется Арташен». В этой легенде имеется историческое зерно. Несомненно, ее основой послужили воспоминания о распрях армянских феодалов, но особенно важным является тот факт, что эти армянские владетели, воевавшие между собой, были из «царского дома», которым может быть, в первую очередь, дом Багратидов, расширявших силой оружия и различными политическими путями свою власть и влияние на все новые и новые районы, особенно на близлежащие к Амшену области Тайка и Кларджка в годы правления Давида-Коропалата (961-1001 гг.). В дальнейшем туда же была направлена экспансия грузинских Багратидов, во время их политического подъема. К сожалению, конкретных и более точных сведений о той эпохе почти не сохранилось. В начале XIII в. на северо-восточных окраинах Византийской империи, раздираемой распрями и невзгодами после 4 крестового похода, образовалось новое государство – Трапезундская империя, население которой состояло из греков, грузин и армян, сыгравших значительную роль в сфере международной торговли XIII-XIV вв. В это время итальянские города-государства, главным образом Венеция и Генуя, образовали свои фактории в Крым и других приморских районах Черного и Азовского морей. Одна из них – Кафа (Феодосия) стала одним из крупнейших перевалочных пунктов транзитной торговли между Востоком и Западом. Большую хозяйственную роль играли также Тана или Зак (Азов) в устье Дона, Матреган на Таманском полуострове, Копан на Северном Кавказе и более 30 небольших морских портов от Азака до Севастополиса (Сухум). Во всех этих центрах, по мнению специалистов, существенная роль принадлежала и армянскому купеческому капиталу. Две третьи от всего населения Кафы (46 тыс. чел.) были армяне, большое количество армян проживало и в других населенных пунктах. В этот период Амшенское армянское княжество, ранее входившее в состав Византийской фемы Халдея (Хагтик), продолжало сохранять свой полунезависимый статус и в новообразованной Трапезундской империи. Имеется интересное сообщение от 1223 г. о труднопроходимых дорогах Халдеи и ее воинственном населении, частично касающееся Амшена. В те годы столкнулись силы Иконийского султаната и Трапезундской империи. Согласно данным «Истории чудотворства святого Евгениоса» иконийский султан разбил свой лагерь недалеко от Баберда (Байурт) и стал допытываться у местного населения о дороге, ведущей в Трапезунд (Трабзон). Те ответили, что им необходимо идти через Халдею, которая труднопроходима и имеет воинственное население. Дальнейшие события полностью подтвердили эти сведения. «Жители земель Хагтик и Мацка, получив весть об удачном сопротивлении трапезундцев, воодушевленные, дождались вечера, уничтожили охрану и коней из вражеского лагеря, пленив многих воинов». Особого внимания заслуживают следующие строки: «реки пленяли беглецов, хватали их лошадей и оружие. А скольких беглецов убили мацукасцы и жители Хагтика в ущельях Тавроса сказать невозможно». В этом отрывке жители Хагтика очень четко отделены от греков и мацукасцев. Без всякого сомнения под «жителями Хагтика» подразумеваются амшенские армяне, которые, находясь под номинальной властью Трапезундской империи и занимая промежуточное положение между воинственными соседями, постоянно поддерживали боевой дух и готовность сопротивляться любому вражескому войску, что и было продемонстрировано в описанном нападении. С середины XIV в. в Трапезундской империи возобладали тенденции феодальной раздробленности, первыми отделились периферийные земли, фактические владения империи сузились до района г. Трапезунда. В 1360-х годах Хагтик уже не входил в состав империи, вероятно, к этому времени этот край вместе с Амшеном уже находился в зависимости от Бабердского эмира, который в свою очередь был вассалом Джелаирицов, а затем Тимуридов. Многовековое молчание летописей о армянском княжестве Амшен прерывается только в XV в., когда эту труднодоступную страну посетил испанский дипломат Клавихо. Некоторые сведения о последнем столетии существования этого княжества содержатся также в сухих и лаконичных памятных записях армянских летописей. Клавихо, возвращаясь из путешествия в Самарканд на родину, по дороге к черноморским портам остановился в Спере, где был принят тамошним мусульманским правителем (его он называет – Пиахакабей). Затем 13 сентября 1406 г. отправился в Амшен и пробыл там до 15 сентября. Об этой стране он оставил в летописи следующую запись: “В тот день заночевали в одном селении у подножия горы. На следующий день, в воскресенье, поднялись на высокую безлесную гору. Подъем шел на расстояние четырех лиг и был так крут, что люди и животные взбирались с большим трудом. В тот же день ушли из земель Горгании (Грузии) и вступили в земли Арракиеля; горганы (грузины) люди хорошего телосложения и красивой наружности, а вера их подобна греческой, а язык особый. В следующий понедельник дневной привал сделали в одной из деревень этой земли Арракиель, а затем заночевали в другой. А причина, по которой этот мавр владел Аспиром (Испиром) и землей Арракиель, следующая: жители этой страны не были довольны своим сеньором, который также звался Арракиель, как и земля. Они отправились к сеньору Аспира (Испира) и сказали, что хотят сделать его своим повелителем, если он вступится за них. Так и поступили, отдав себя в его власть. Он их взял и назначил управлять ими вместо себя одного мавра совместно с одним христианином. Эта земля очень гориста. В ней несколько проходов труднодоступных, где не могут пройти вьючные животные. В некоторых местах с одной скалы на другую переброшены мостики, как будто деревянные, и людям приходится все нести самим. В этой стране мало хлеба, и здесь посланники оказались в большой опасности от самих же жителей, которые, несмотря на то, что они армянские христиане, люди плохие и недоброго нрава. Они не пропускали посланников через свои земли, пока те не дали им кое-что из того, что везли. А шли они по этим горам четыре дня и вышли к строениям у самого моря, от которых было еще шесть дней пути до Трапизонды. Отсюда они шли по скверной дороге до места, называемого Ласурмена (Сюрмене)». Из приведенного отрывка видно, что Клавихо преодолел труднодоступный Амшен по дороге из Спера в Сюрмене, но называл эту страну по имени ее владельца – князя Аракела. Жители Амшена, недовольные своим князем Аракелом, отправились к покровителю соседнего Спера и, выдвинув определенные условия, приняли его подданство. Такое переподчинение было номинальным, поскольку в Амшене совместно управляли 2 должностных лица – мусульманин и христианин. Амшенцы по-прежнему сохраняли свою полунезависимость, что подтверждается произошедшим случаем, когда с принятых и отправленных с большим почетом послов своим сюзереном из Спера они потребовали мзду за прохождение по своей территории. Точно неизвестно, но, несомненно, что до 1422 г. князем Амшена являлся все тот же Аракел или, по крайней мере, его преемник с таким же именем. Сведения об этом имеются в рукописи № 1617 из библиотеки Иерусалимского армянского патриаршества. В одной из памятных записей в начале рукописи сказано, что она была изготовлена в амшенском монастыре Коштенц в 1422 г. «по просьбе князя князей (паронац парона) Аракела». Через 3 года, в 1425 г., правителем Амшена уже назван Давит, может быть сын и наследник предыдущего, так как его имя записано в той же самой, заказанной Аракелом, рукописи, но уже в ее последней части: «Пишет летописец… по просьбе парона паронов Давита… в монастыре Коштенц святой Богородицы, что в гаваре Амшен, во времена патриаршества Тер Павгоса, в царствование Скандера (Искандера), в паронство парона Давита». В первой половине XV в., во времена Искандера Кара-Коюнлу и его преемника Джаханшаха, за обладание Арменией столкнулись два туркменских племенных союза: Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. Особенно важным для них являлся контроль за город Ернка (Эрзинджан), бывший ключом выхода к Черному морю (Трапезунд и другим морским портам). В этих условиях путь к морю через амшенское княжество, несмотря на труднопроходимость, становился важной транзитной дорогой. Для купцов были необходимы твердые условия и правила пересечения границ, что, естественно, очень заботило и тех, кто торговал в черноморских городах. Одним из таких торговцев был армянин Ходжа-Шамшадин, реконструировавший в 1431 г. армянскую церковь Чархапан в Трапезунде, а спустя год заказавший переписать рукописный сборник поэзии Н.Шнорали в монастыре Святого Антона, расположенного недалеко от Кафы. В заказанной рукописи князьями Аракелом и Давитом сохранялось письмо вышеупомянутого Ходжи-Шамшадина правителю Амшена парону Давиту. Этот важный документ приводится ниже. «Именем Бога и Святого Николаоса, согласно твоему прежнему завету перед Богом, парон Давит, сделать благо для купцов и их товаров как годно бога душе, кто бы ни были они, или христиане, или иноверцы, пусть все будет согласно твоему обещанию. Ты же возьми обещание Шамшадина, более честного не бывает. Об этом договоре напиши владетелю пера, что пусть возьмет с груза бер, тампалит, илома, хурчин, погча. И взяв пошлину, обеспечит им беспрепятственно достигнуть границ Басена. И пусть все будет согласно нашему договору, чтобы недоразумений и обмана не было». Из содержания этого рекомендательного письма стоит подчеркнуть два момента: 1. Ходжа Шамшадин обращается к князю Давиту с просьбой установить определенную таксу и условия для купцов, христиан и мусульман, чтобы их товары могли беспрепятственно пересекать границы княжества. 2. Дает совет обратиться с посланием к владетелю Спера за определенную пошлину пропускать торговые караваны через свою территорию, чтобы «недоразумений и обмана не было». Это значит, что князь Давит в годы правления Искандера Кара-Коюнлу (1422-1437) обладал большим авторитетом и являлся единоличным военачальником в своей провинции и даже мог давать наставления соседнему владетелю Спера. Краткие хронографии XIII-XVIII вв. Сведения о Давите Амшенском имеются и от 1440 г., когда он продолжал править в родной вотчине со своим юным сыном Вардом. Это свидетельство приводится в рукописи № 7263 из книгохранилища им. М.Маштоца в Ереване. «Ныне, – говорится в ней, – закончена переписка Маштоца (уложения) рукою бессмысленною и неумелою монаха Аствацатура, в гаваре Амшен, в монастыре Хжка, под покровительством Св.Богородицы и данным Богом знамению, по исчислению солнечного календаря в год 1440, в паронство парона Доти (здесь Давита) и юного сына его Варда, согласно божественному вдохновению, аминь». Спустя два десятилетия армянское княжество в Амшене оказалось в очень трудном положении. По свидетельству неизвестного автора, памятная запись которого сохранилась в рукописи № 3701 Иерусалимского книгохранилища, в 1460 г. «юноша Веке, сын парона Варда, господина Амшена, был пленен Шахали и отдан в руки Соф, коего называют Шэх». Таким образом, в течение 1440-1460 гг. умер как сам парон Давит. Так и его упоминавшийся в 1440 г. «юный сын Вард». В рукописи 1460 г. уже упоминается наследник этого самого «подростка Варда» – Веке, когда он потерпел поражение от Шахаи, был пленен и отдан «в руки Софу, которого называют Шэх», то есть находившегося в Ардебиле предводителя кызылбашского племенного союза шейха Хайдара Сефевида (1456-1486 гг.) Шахали, нанесший поражение Веке Амшенскому, был, по всей вероятности, главой отколовшегося от кызылбашей племени Порнак, обрушившегося на Северную Армению и Грузию. Но и после пленения юного Веке армянское княжество Амшен продолжало существовать. Его следующим правителем стал князь Давит, который, вероятно, был сыном князя Варда и братом Веке и назван Давитом в честь своего деда. Последним веком семивекового существования армянского княжества стал 1489 (минус 1-2 года). Это событие стало звеном в целом ряду подобных завоеваний османских турок, которые после падения в 1453 г. Константинополя, наводя ужас и производя опустошения, поочередно покоряли все новые и новые территории в Малой Азии и Европе. В 1458 г. они захватили Афинское герцогство, в 1459 г. – Серию, в 1460 г. – Морею, в октябре 1461 г. – последний остаток от былого величия Византии – Трапезундскую империю. Немного позже турки утвердились на острове Лесбос, в Боснии, Карамании, в 1475 г. завоевали Крымский полуостров. Вот как описывается падение Амшена в одном хронографе: «…Видя блеск Евангелия, эти мысли записал священник Григор, недостойный саркаваг (дьякон) и ничтожный летописец. В лето 1489 по армянскому календарю, во времена местоблюстителей армянской церкви Саргиса и Оганеса и настоятельства Вардапета (Архимандрита) Григора и княжество парона Давита, который владел Амшеном, сейчас же ушел и живет в стране Спер. Народ турок, который многочисленнее всех христиан, сделал нас полусиротами, аминь. И я, грешный и безумный писарь, написал об этом, что умер в изгнании в стране Спер, в селе Крынканц под сенью святого Давита, княжение мусульманина Дата и султана Якуба, который владел домом Востока». Согласно этой хронологии, владетель Амшена, парон Давит, потерпев поражение от турок, покинул свою родину и нашел приют в гаваре Спер до 1489 г., более точная дата нам осталась неизвестна. Не ясно и то, где находился изгнанный князь, заказавший рукопись в с. Крынканц, там или в другом селении (может быть он имел родственные связи с местными династами или собственные владения в этом районе). Необходимо напомнить, что находящиеся к югу от Амшена гавары Спер и баберд в интересующее нас время, как до, так и после, оставались армянонаселенными. Акоп Карнеци называл гавар Баберд «сладостной и благожеланной страной армянских жилищ», а о Спере писал, что там «население только армянское». В XV в. эти земли становятся ареной длительных военных столкновений. Многие жители были убиты и угнаны в плен, оставшиеся были вынуждены терпеть бесчисленные нападения туркменских племен, затем войну падишаха Ак-Коюнлу Узун Хасана (1468-1478) и османского султана Фатиха (1457-1481), а впоследствии кровавые столкновения сефевидских и османских престолонаследников. В те годы, когда Давит Амшенский находился в Спере, там еще правил падишах Якуб (1478-1490), однако через некоторое время он лишился власти под натиском турок. В 1489 г. (минус 1-2 года) амшенское княжество как самостоятельное политическое образование перестало существовать, попав под власть турецких завоевателей, в летописи названных читахами . Теперь имеется достаточное представление о последовательности правления армянских князей в Амшене в XV в., чтобы составить следующую таблицу: Аракел (упоминается в 1401 и 1423 гг.) Давит I (упоминается в 1425-1440 гг.) Вард (упоминается в 1440 г.) Веке (упоминается в 1460 гг.) Давит II (лишен княжения до 1489 г.) Во второй половине XV в. жил известный ученый педагог Ованес Рабунапет Амшенци, по всей видимости происходивший из амшенского княжеского дома, который учился у воспитанника Григора Татеваци – вардапета Даниела, а затем основал известное в средневековой Армении учебное заведение. После получения ученой степени Ованес Амшенци обосновался в монастыре Авагаванк под г. Ерзнка, который благодаря ему стал играть заметную роль в образовании, педагогике и искусстве рукописи. В летописи 1463 г. университет под его руководством перебрался в Капос, в монастырь Святого Акоба. Тогда же, а именно за 1-2 года до этого, из Амшена был изгнан турками князь Давит II. Поневоле приходит мысль, что между этими перемещениями имеется какая-то внутренняя связь. Может быть Ованес Рабунапет передал доходы от руководимого монастырского хозяйства своим родственникам из княжеского рода Амшена. До конца своих дней в 1497 г. Ованес возглавлял созданное им учебное заведение. Самыми известными из его учеников были: Григор Нюсаци, Барсег Кесараци, Григор Назнанзаци, написавшие сочинения под общим названием «Толкование святого писания» и другие работы. Ованес Рабунапет – наиболее видный представитель амшенского культурного мира, но его основная научно-педагогическая деятельность прошла вне исторического Амшена. Собственно, в границах Амшена в XV-XVI вв. тоже находились известные монастырские братства и летописные центры. Авторитетному исследователю монастырских учреждений средневековой Армении А.Воскяну в пределах Амшена известны 3 монастырских комплекса: Хачкар или Хачкеар, Сурб Хачик Хор и Варшамак или Варшампек. Внимательное сопоставление данных об этих монастырях приводит нас к выводу, что монастырь «Сурб Хачик Хор», находившийся возле селения Егновит, тот же самый «Хачкар». Можно предположить, что название «Хачик Хайр» в народной этимологии произошло от названия горы Хачекар или Хачкар (чанск. Кашкари). На русской 10-верстной карте Кавказа и Малой Азии название Качкар носят две различные вершины Пархарского хребта: та, с которой берет свое начало приток реки Фортуна Качкар-су, называется Варсамек-Качкар, другая, находящаяся от первой в 28 км к северо-востоку, называется просто Качкар. Следовательно, Варшамак или Варсамбек – тот же самый монастырь Хачекар или Сурб Хачик Хор, который получил свое название от горы Хачкар (Кашкари) – Варсамек. А сохранившаяся в этих местах легенда о «Варшамаке Христа», пересказанная Г.Алишаном, вероятно, возникла из неправильной этимологизации названия горы. Этот монастырь находился возле села Егновит. Это подтверждает памятная запись Карапета Ереца в переписанном им в с. Егновит лечебнике (жишкаране): «Под покровительством Святой Богородицы и Святого Сиона в монастыре Хачик Хор, господи, спаси и сохрани землю нашу Амшен». Упомянутый Карапет был весьма плодовитым переписчиком и, по нашему мнению, жил в селе Егновит примерно в 1499-1528 гг., его руке принадлежат Бжишкаран (лечебник), сборник различных материалов, богословский календарь, сборник Нерсеса Шнорали «Сын Иисс», два «Маштоца» (уложения), три Шаракноца (молитвенника). Другой амшенский переписчик по имени Ованес Малаз переписал в 1517 г. лечебник, а в 1523 г. – Евангелие. По всей видимости, Хачекар был самым значительным монастырским учреждением Амшена, но не единственным. В середине XV в. здесь существовали еще 2 монастыря – Коштенц и Хужка, о местоположении которых А.Воскян сведений не имел. Первый из них, Коштенц, упоминается в связи с князьями Амшена Аракелом и Давитом в летописи от 1422-1425 гг. переписчиком Хачатуром. Монастырь Хужка известен с 1440 г., когда книгописец Аствацатур переписал Маштоц. В Амшене были созданы и сотни других рукописей, которые, однако, в течение последних веков либо погибли в пожарах войн, либо до сих пор остаются неизвестными научному миру. Вне Амшена, в других исторических учреждениях культуры Армении, трудились и творили многочисленные выходцы оттуда. Нам известны лишь имена некоторых из них. Так, Ованес епископос Амшенци в 1401 г. написал поэтические воспоминания. Известны также несколько строк из сочинений Акопа Амшенци от 1428 г. Оба эти мемуариста, несомненно, создали множество произведений. Другой амшенский летописец монах Мовсес в 70-е г. XV в. творил в монастыре Бердака в области Хагтик, где переписал евангелие. Для изучения памятников письменной культуры Амшена большое значение имеет рукопись № 7056 из ереванского Матенадарана, которая украшена прекрасными миниатюрами и нотными записями. Этот Шаракноц (молитвенник) переписал в 1506 г. служитель Айрапет «из гавара Амамашена» в районе Когонда (Колония). К этому списку культурных деятелей из Амшена новые имена смогут добавить еще неисследованные рукописные памятники. Перед тем, как закончить тему развития амшенской культуры, два слова хочется сказать об их устном творчестве, достаточно хорошо изученном, благодаря таким собирателям фольклора как С.Айкуни, Г.Срвандзтянц. «По естественным причинам своей земли» амшенские армяне продолжали долгое время сохранять культурную самостоятельность, поэтому они смогли сберечь армянские названия гор и ущелий, сел и хуторов своей родины. Амшенские христиане и мусульмане помнят также свои древнейшие песни, пословицы и загадки, веселые истории, высмеивающие глупость людей. Стоит привести хотя бы тот факт, что Ованес Туманян при создании общеизвестных рассказов «Кикос» и «Барекендан» положил в основу сюжет из сказания амшенских армян «Ай Гаспар». Армянское княжество Амшена упорно сопротивлялось экспансии Османской империи и сохраняло свое полунезависимое существование еще около трех десятилетий после падения Трапезундской империи. Но и после упразднения княжеской власти (1489 г.) в Амшене сохранили самостоятельность в его неприступных и своенравных горах мелкие армянские владетели – дзорапеты (деребеи). «В этих труднодоступных горах, – писал А.Ташьян, опираясь на данные К.Коха, – местные князьки ведут полунезависимое существование». Это состояние долго сохранялось и под властью Османской империи, что еще застал и прекрасно описал К.Кох в 40-х гг. XIX в. Будучи гостем у одного мусульманского юноши из деребейского дома в районе Джемил, К.Кох вспоминал, что даже по внешнему виду было заметно, что «в его жилах течет исключительно армянская кровь». Некоторое время свою полунезависимость сохраняли и амшенцы, ушедшие из Амшена и расселившиеся по берегу Черного моря. Например имеется свидетельство от начала XIX в. об амшенцах селения Хуршумли (Хуршунли), расположенного недалеко от местечка Чаршамба, согласно которому все там были «воинами из поколения в поколение, среди них они выбирали себе князя-дзорапета, руководившего их войском, у мужчин страха не было, они воевали с деребеями…». Существенных изменений в жизни армян Амшена и близлежащих земель не произошло и в XVI веке, только к середине XVII в. турецкое государство начало преследовать христиан и насильственно навязывать им ислам. Для Амшена и других армянских районов переход в мусульманство (прозелитство) стал настоящей трагедией, которая, несомненно, описывалась и освещалась современниками, однако эти свидетельства до наших дней не дошли, поэтому в этом вопросе приходится ссылаться на народные предания и легенды, записанные этнографом С.Айкуни преимущественно у армян-мусульман района Кара-дере (Сев-гет, Сюрмене) и повествующих о событиях 1708-1710 гг. Согласно этим фактам начало прозелитства в Амшене можно отнести к середине XVII в. П.Тумаянц, один из лучших знатоков амшенского армянства, составивший свои записи в 1870-е гг., отмечал, что в Кара-дере армяне переселились из Спера, Баберда и особенно из Амшена, «чтобы избежать прозелитства еще 170-180 лет назад», т.е. в 1690-е гг. «Но спустя некоторое время, – продолжает он, – когда все жители Амшена были отуречены, преследования обрушились и на Кара-дере, тысячи семей со своим скарбом вновь бежали в район Трапезунда, Орду, Уние, Чаршамбы, Бафры, Синопа и так до Адапазара». В селе Узи-Самира П.Тумаянц видел один молитвенник, в памятных записях которого была изложена история исламизации армян Кара-дере, но, к сожалению, в своей статье он их не воспроизводит, а только пересказывает содержание: «Все жители Кара-дере отуречены, остальные бежали. В 1780 г. были случаи, когда руками отуреченных армян было совершено много беззаконий и кровопролитий в селе Хагат, что в Кара-дере, жители которого бежали, а воспоминания записал священник Тер-Карапет». Приблизительно в тот же период происходила и исламизация армян в долине р. Чорох и амшенцев в районе Хопа (Хопа-Хемшин). Григор Арцруни в одной из своих публикаций сообщал, что армяне из Олти приняли магометанство за «80-100 лет до этого», то есть где-то в 1780-1820 гг. Покинутые и забытые армяне. Таким образом, исламизация армян Амшена, долины Чороха и района Кара-дере происходила в течение нескольких десятилетий, начавшись в середине XVII в. и в основном закончилась к 1820-м годам. В 10-е годы XIX в. побывавший в этих местах мхитарист М.Бжшкян в своей известной работе «История Понта» писал о том, что «амшенские армяне половина наполовину полухристиане-полумусульмане, многие обратившиеся (в ислам) сохранили христианские традиции, службу и молений не проводят, но на Вардавар и Воздвижение посещают церкви, жгут свечи и приносят жертвы духам своих предков». То же самое он говорил об армянах Кара-дере (Сюрмене): «Есть старики (среди них), которые знают христианские обычаи, они ставят крест под крышей, огораживают его и молятся там в углу». Это состояние «половина наполовину» хорошо иллюстрируется данными об одновременном бытовании среди амшенцев христианских и мусульманских имен, как например, Али-Саркис-Карапет-оглы, Махмуд Ованес-оглы и т.д. Продолжительное соблюдение христианских обрядов и традиций затрудняло борьбу с ними ревнителей мусульманской веры. Но уже в последние десятилетия XIX в. в этом крае магометанство одержало полную победу. П.Тумаянц в те годы писал, что амшенцы «христианства уже не помнят» и во всем районе проживает лишь 20 семей христиан в известном селе Егновит (Елеховит). В средние века, как и во многих других странах, в Османской империи сложился теократическо-деспотический режим. Греки, лазы, грузины, армяне и другие национальности, перешедшие в ислам, становились просто турецкими «мусульман» (ами) или «османлы». Однако, амшенские армяне и после принятия магометанства сохранились как отдельная этническая общность, они продолжали пользоваться амшенским диалектом, помнили свои предания и обряды. Во многих районах Анатолии по распоряжению губернаторов, с целью искоренения употребления армянского языка, предписывалось говорить только по-турецки. Применялся ли этот варварский закон в Амшене, нам неизвестно. Однако и здесь турецкие государственные и религиозные деятели понимали, что говорящие на родном языке новоиспеченные «османлы» поздно либо рано вновь обратятся к традициям своего народа. В середине XIX в. несколько семей исламизированных армян снова стали христианами. После этого случая мусульманское духовенство усилило гонения на употребляющих армянский язык, постановив, что «7 сказанных мусульманином армянских слов будут приравниваться к одному ругательству». После этого случая во многих селах «амшенские женщины, не знавшие турецкого языка, палками изгнали мулл. Тогда мужчины, чтобы избежать погромов, собрались на сход и постановили, что они будут платить за каждое сказанное по-армянски слово 5 овец». Но, несмотря на принуждение амшенских армян расстаться со своим языком, в их семьях и по сегодняшний день употребляется родной говор. Несколько лет назад известный востоковед-филолог Ж.Дюмезиль записал и исследовал 3 рассказа на амшенском диалекте со слов студента-хемшина Исмета Акбиюка. Этот факт подтверждает, что даже у молодого поколения амшенский язык не вышел из употребления даже через 2 века после принятия ислама их предками. Амшенские мусульмане смогли сохранить и свои семейные обычаи и обряды. Особенно показателен тот факт, что, считаясь храбрыми, честными и добросердечными среди своих мусульманских соседей, греков, лазов и грузин, они не роднятся с ними и четко отделяются от других, называя себя хемшин(ами), помнят не только о своей родине, но и своем армянском происхождении. Точных данных о численности хемшин нет. В конце прошлого века называлось число – около 16000. «В гаварах Амшен и Сев-гет, – писал С.Айкуни, – было 16000 домов армян, расселенных в глухих местах и селениях и по естественным причинам своей страны лишенных всякого общения с внешним миром». Р.Ачарян писал, что до геноцида 1915 г. в Турции проживало около 20000 амшенских христиан и «столько же, примерно, армян-мусульман». Более основательно вопрос о численности хемшин разработал известный исследователь истории и этнографии амшенских армян Б.Т.Торлакян. По его данным, в прежнем Трабзонском вилайете проживало около 65 тысяч армян-христиан и примерно 100 тысяч исламизированных амшенцев. Теперь скажем несколько слов о переселении амшенских армян со своей исторической родины в причерноморские районы Турции и Кавказа. Об амшенских армянах, обосновавшихся в районах Хопа и Кара-дере, мы уже упоминали. Такое же переселение амшенцев происходило и в восточном, и в западном направлениях. Они шаг за шагом отдалялись от своей родины, естественно, сталкиваясь там с местным населением, грузинами и лазами. Имелись даже предания о войнах и столкновениях между ними, которые, к сожалению, записаны не были. Процесс переселения особенно усилился с середины XVIII в., когда в Амшене началась насильственная исламизация. Чтобы избежать прозелитства, одна часть амшенцев переселились в район Кара-дере (Сев-гет, Сюрмене), другая – в Трабзон, Орду, Чаршамба. Через несколько десятилетии начались религиозные преследования уже в Кара-дере, вынуждая армян-христиан уходить все дальше на южные берега Черного моря, от Синопа до Батума. Несомненно, что в этих районах поселения амшенских армян существовали и раньше, но особенно число их увеличилось после новой волны миграции армян. Р.Ачарян в своей работе «исследования амшенского диалекта» приводит перечень армянских селений, расположенных между Синопом и Трапезундом, большая часть жителей которых являлась амшенскими армянами. Для изучения истории и этнографии, фольклора конца XIX – начала XX вв. амшенских армян и шире, понтийских армян многое сделал чудом спасшийся от турецкой резни амшенский патриот-краевед Барунак Григорьевич Торлакян, он подготовил сборник «Амшенская этнография», ценные материалы из которого послужат основой для дальнейшего изучения амшенских армян. Он рассмотрел также в своих опубликованных статьях вопросы просвещения амшенских армян и другие темы. Политика антиарменизма турецкого государства своей наивысшей точки достигла при кровожадном самодержце Абдул-Гамиде II и его преемниках «младотурках», которые спланировали и осуществили геноцид в апреле 1915 г. В восточных провинциях Турции повсеместно, где испокон веков жили армяне, были зверски уничтожены сотни тысяч мужчин, стариков, женщин и детей, жертвами «великой катастрофы» (Мец Ехерн) стало и большинство амшенских армян. Немногие, чудом спасшиеся, укрылись в горах, объединились в партизанские и гайдукские группы, приняли участие в борьбе за жизнь и свободу с ненавистным врагом. Благодаря их героизму тысячи беззащитных жизней были спасены от неминуемой смерти и с их помощью переправлены в Россию. Армянские беженцы в основном расселились на черноморском побережье Кавказа и в Крыму, в краях, где армянское население, спасаясь от гибельной действительности, поселилось еще несколько столетий назад. Об армянской колонии в Крыму написан целый ряд научных работ, поэтому здесь не имеет смысла подробно останавливаться на этом вопросе. Предания об образовании крымской армянской колонии выходцами из Ани в памятных записях XVII в. большой достоверности не имеют. Не отрицая возможности переселения в Крым многочисленных групп армян из багратидской столицы г. Ани, все же убежден, что основную часть крымских армян составили переселенцы из Трапезунда, Амшена, Баберда и Спера. Этот вопрос заслуживает более подробного анализа, особенно уточнение всех имеющихся свидетельств о переселении армян из районов высокой Армении в Крым, между которыми в позднем средневековье существовали теснейшие взаимоотношения. Пока же с уверенностью можно сказать, что Крым является для амшенских армян знакомой землей. Это предположение подтверждается данными армянской диалектологии. Известно, что древнейший диалект крымских армян был утерян, поскольку уже в XVI в. они были кипчакоязычными. Но в какой-то мере следы древнего говора крымских армян сохранились в нор-нахичеванском диалекте, который имеет общие черты с наречием амшенских армян, в том числе в фонетике. Так звук «р» только в этих двух диалектах в корнях слов изменяеся на звук «ш», как например в словах «машд-машт» (диал.) - «март» (литер.), «ештал» (диал.) - «ертал» (литер.), «мошти» (диал.) - «морти» (литер.) и др. Со средних веков через Крым амшенские армяне получили доступ в земли России и Украины. Академик Н.Марр в научной поездке по Лазистану встречался с двумя армянами-хемшинами, один из которых имел пур (пекарню) в Ревеле (Таллине), а другой более двадцати лет жил и работал в Киеве. Вероятно, эти маршруты были хорошо знакомы амшенцам по многовековому опыту. В 1860-е годы, но особенно после окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг., началось массовое переселение амшенских армян на кавказский берег Черного моря, в Сухум, Сочи, Мацесту, Лоо, Мцару, Цебельду, Адлер, Тенгинку (Шапшуку), Новый Афон, Гагру и другие места. В дальнейшем с побережья амшенские армяне мигрировали на Кубань, в Майкопский округ, а также в район г. Екатеринодара (Краснодара). Ценные исследования по этнографии амшенских переселенцев начала ХХ в. в Абхазии оставил О.Мурадян, давший характеристику их роли в хозяйственном освоении края: «Можно сказать, что кавказское побережье расцвело и стало стабильно развиваться со времени переселения сюда армян. Это хорошо заметно в Сухумском округе, в котором армяне появились в 80-х гг. XIX в. Когда здесь высадились первые переселенцы, они застали лишь опустевшие и разрушенные селения. Теперь Сухумский округ, одно из самых процветающих мест на кавказском берегу, а его табачная промышленность, лучшая во всей России. До прихода армян по всему побережью обитали лишь звери. Упорным трудом, расчищая земельные участки от дремучих лесов, они вводили в оборот все новые и новые поля и плантации. Площадь пашни в этих лесистых краях увеличилась на сотни десятин. И наибольшая заслуга в этом деле принадлежит турецко-подданным (амшенским армянам)…». Эти строки были написаны около семи десятилетий назад, когда численность армянского населения в тех местах не достигала и 15000 человек. Спасшиеся от турецкого ятагана амшенцы своим каждодневным усердием способствовали обустройству этого края, ставшего их новой родиной. Сегодня амшенские армяне, обосновавшиеся и проживающие в Абхазии и Краснодарском крае, имеют свои школы, учреждения культуры и тесно связаны с Республикой Арменией. Автор - Хачикян Л. (Ереван), Академик АН Арм. ССР. ЕСТЬ АМШЕНЦЫ, ОСОБЕННО СРЕДИ МОЛОДЕЖИ, КОТОРЫЕ ОТКРЫТО СЧИТАЮТ СЕБЯ АРМЯНАМИ». ( Интервью с проживающим в Стамбуле Кайелом Маргароглу). - Что Вы можете сказать о численности амшенцев, проживающих в Турции? - В настоящее время в Турции проживает примерно 500.000 амшенцев. Часть из них живет на восточном побережье Черного моря, часть – в районе Адапазара, есть амшенцы и в крупных городах Турции – Стамбуле, Анкаре, Измире. - Каково положение с языком: сохранился ли диалект Амшена? - Наверное, Вам известно, что амшенский язык1 в настоящее время сохранился лишь в среде амшенцев группы Хопа, а другая группа – чамлэ-хемшинцы, сохранили в своем языке некоторые слова, имена, топонимы, а также элементы культуры. Мы, амшенцы группы Хопа, раньше учили турецкий язык лишь в школе, дома же в основном говорили на амшенском. В целом сейчас общая ситуация такая же, однако в последнее время все-таки заметны некоторые изменения. Так, чтобы дети не очень отставали, дома сейчас больше говорят на турецком, и, к примеру, сегодняшние дети амшенский знают не так, как знало мое поколение. Кроме того, турецкие телеканалы, фильмы также способствуют большему использованию турецкого. Однако даже сейчас еще есть люди старшего поколения, которые почти не используют турецкий: это также связано с замкнутым характером их жизни, а в среде молодежи, учащейся в университетах или работающей в больших городах, положение иное. В последнее время заметна и другая тенденция: те, кто знает о своей этнической принадлежности, обязательно старается выучить и использовать амшенский язык, более того – обучить ему своих детей. - Как случилось, что другая группа амшенцев, в отличие от группы Хопа, не сохранила родной язык? - Полагаю, это может быть связано с тем, что в большинстве своем группа Хопа живет в селах, не особо связана с городами, т.е. живет более замкнуто и только в последние 20 лет начала общаться с внешним миром. Такой замкнутый характер их жизни, внутриобщинные браки и тому подобное способствовали сохранению языка. Еще я предполагаю, что эта группа приняла ислам позже, а западная – раньше, и потерю языка, наверное, можно связать еще и с этим. - Каковы отношения между двумя группами? - Хорошие, однако замечу следующее: когда заходит разговор об армянском происхождении амшенцев, западные амшенцы говорят: «Не мы, а Хопа-амшенцы являются армянами». - Какова роль религии среди амшенцев? - Известно, что амшенцы Турции являются мусульманами, однако для многих из нас ислам не имеет большого значения: религия скорее является фоном, не имеет большого влияния на нашу повседневную жизнь, и мы не особо религиозны. Отмечу, что амшенцы не следуют некоторым принципам ислама, например, употребляют алкоголь, едят свинину, нечасто ходят в мечеть. Особо религиозными амшенцы не были и когда исповедовали христианство. Добавлю к этому, что в Амшене мечети начали строить главным образом в последние два десятилетия. Но мне кажется, что в религии амшенцев и их повседневной жизни некоторые элементы христианства еще сохранились. - Да, известно, что у амшенцев сохранились некоторые элементы христианской и дохристианской религии, например, вардавар и терэндез. А какой еще интересный пример Вы можете привести? - Например, войдя в дом после свадьбы, жених над дверью ножом чертит крест, точнее – делает четыре насечки, которые символизируют крест. - А как у амшенцев обстоит дело с национальным самосознанием? - Молодежь и образованные, грамотные люди знают о проблеме идентичности, осведомлены о ней, часть же пожилых не принимает этот факт, однако это может быть обусловлено их неинформированностью. Отмечу, что когда (особенно после развала СССР) армяне из Армении через Грузию стали заезжать в Турцию и когда амшенцы стали общаться, разговаривать и увидели, что у них один и тот же язык, что-то в них изменилось, кое-что они начали понимать. Однако есть амшенцы, особенно среди молодежи, которые открыто считают себя армянами. - Не возникло отречение от своей истинной этнической принадлежности в результате ли сформированной в Турции атмосферы страха? - Полагаю, это является результатом не сегодняшней атмосферы страха, но в большей степени страха прошлого, некоего подсознательного страха. Есть амшенцы, которые, зная о своей этнической принадлежности, стараются не говорить об этом, дабы избежать излишних сложностей: например, это может навредить человеку, занимающемуся торговлей с турком, т.е. прямого давления нет, однако опосредованно оно может иметь место. Другая часть амшенцев думает, что лишено смысла и ничего не изменится, если после стольких веков они вдруг встанут и заявят, что они армяне. - Как обстоит дело с бракосочетанием: сохранилась ли у амшенцев традиция внутриобщинных браков, или она уже нарушена? - В настоящее время таких браков еще много, а прежде с чужими вообще не сочетались браком. Однако в последнее время ситуация несколько изменилась: особенно молодежь, проживающая в больших городах, уже сочетается браком с турками, курдами, одним словом, с чужими, но в Амшене не так, и браки совершаются только с амшенцами. Например, мой брат, проживающий в Амшене, женился на амшенке, а моя сестра, живущая в Стамбуле, вышла замуж за курда. - А с армянами из Турции сочетаются браком? - Раньше мы турецких армян не особо знали и не общались с ними: вот только-только начинаем узнавать друг друга. Они тоже стали интересоваться амшенцами, Амшеном, часто приезжают к нам. Что касается бракосочетания, то между амшенцами и, скажем, стамбульскими армянами это возможно, однако при этом возникают вопросы, связанные, скажем, с крещением ребенка, и все это уже зависит от конкретных людей, сочетающихся браком, от их отношения к религии. - Что думают амшенцы об Армении, считают ли ее своей Родиной, колыбелью? - Нет, этого нет, однако они очень хотят приехать, увидеть, т.к. интересуются языком и, возможно, хотят рассеять сомнения насчет своей идентичности. Однако если говорить искренне, Армению они не воспринимают как свою бывшую Родину, нет этого. Своей Родиной они считают черноморское побережье, т.к. их отцы и деды родились и жили там. - Речь идет о том, где они жили до того, как обосновались на черноморском побережье. - Но сколько времени прошло после этого – порядка 1200 лет. Амшенцы сами считают себя носителями этой, черноморской культуры, а не араратской. - А что думают амшенцы об убийстве Гранта Динка? - Грант был смелым человеком и говорил о таких вещах, о которых побоялись бы говорить многие. Он говорил об исчезнувших 1.500.000 армянах, проживавших здесь до 1915г.: что стало с ними, где они? Известно, что многие вопросы, включая и этот, турецкое государство скрывает от своего народа и предлагает лишь официальные версии, и вот Динк способствовал тому, чтобы этот вопрос обсуждался в массовом порядке, и многое прояснилось, для многих раскрылись неизвестные до того реалии. Если события будут развиваться в этом русле, то не исключено, что многие найдут в себе силы сказать, что за содеянное в 1915г. нужно просить прощение. Убийством Динка была сделана попытка ударить также по этой тенденции, однако вы видели, что произошло после его гибели – 100.000 человек вышли на улицы. В следующую ночь после убийства на улицу вышли тысячи левацки настроенных граждан, и они не были армянами. Замечу, что большинство турецких армян очень осторожны: они не хотят говорить, что они армяне, не хотят, чтобы кто-то знал об этом, т.е. в их умах довлеет психология меньшинства. - Да, свидетелем подобного поведения я стал в Стамбуле, когда сопровождающий меня местный армянин просил не говорить по-армянски в общественных местах, чтобы турки не услышали, не узнали, что мы армяне. - Это неправильное поведение. Расскажу, например, случившуюся со мной историю. Пару лет назад мой турецкий коллега, с которым я тогда работал, будучи очень довольным мной, спросил, откуда я? И я сказал, что я амшенец. Он спросил, кто такие амшенцы – лазы или кто? Я ответил, что мы бывшие армяне, а он удивленно сказал: «Это невозможно, ты не можешь быть армянином, потому что ты очень хороший человек». Я рассердился и спросил: «Скольких армян ты знаешь, что составил такое мнение?» Он ответил, что не знает ни одного армянина, в книгах читал. После этой нашей беседы, что-то в нем изменилось, наверное, почувствовал, что думает неправильно. То есть, не говорить обо всем этом – неправильно. Вот, к примеру, взгляды и образ мышления Динка стали переломными для многих. Вечером в день его убийства в большом количестве начали собираться левые, а потом к ним присоединились армяне. Во многих местах в Турции прошли акции протеста – в Анкаре, Измире, иных местах. - А состоялись ли какие-то мероприятия в Амшене? - Акций протеста в Амшене не было, однако я видел много амшенцев на похоронах Динка и на митинге протеста в Стамбуле, в которых сам я лично участвовал. Были люди, приехавшие из Амшена специально для участия в этих мероприятиях. Скажу больше: трое из основных организаторов акции протеста, прошедшей в ночь после убийства и в последующие три дня, были амшенцы. Отмечу также, что амшенцы вообще политизированные люди, выступают против всякого рода несправедливости, и большинство из них настроено оппозиционно. - Известно также, что в Республике Турция амшенцы занимали высокие посты: например, бывший премьер Месут Йылмаз, Мурад Караялчын и другие. - Да, они есть на гражданских должностях, но среди высокопоставленных военных амшенцев нет. - С чем это связано? - Известно, что досконально изучается биография всех, кто хочет войти в военную систему. - То есть, Вы хотите сказать, что такое доскональное изучение проясняет, что амшенцы имеют армянское происхождение, и в военную систему их не принимают по этой причине? - Да. - И напоследок, что Вы думаете об отношениях между амшенцами и армянами из Армении? - Я думаю, что нужно усилить культурные связи, создать совместные программы. Например, армянская культура, язык, фольклорные материалы имеют на амшенцев большое влияние еще и в контексте отмеченного Вами национального самосознания. Все это – народные песни, праздники, язык и т.п. отчетливо показывают общность, схожесть амшенцев и армян... статью напечатал - Рубен Мелконян. материал подготовили - "Ар&Ко".

Комментариев нет: